Проблема жанра в прозе И.А. Бунина

Е.С. Пастухова (учитель русского языка и литературы высшей категории)

И.А. Бунин вошел в историю русской литературы XIX века как один из самых ярких новаторов и экспериментаторов в области формы. Наиболее показательными в этом отношении являются произведения «Окаянные дни» и «Жизнь Арсеньева», жанровая принадлежность которых в современном буниноведении до сих пор однозначно не определена, что позволяет исследователям выдвигать самые разные, порой полярные трактовки этих шедевров великого русского писателя. Между тем без изучения жанрового разнообразия  «Окаянных дней» и «Жизни Арсеньева» невозможно в полной мере оценить и понять оригинальность творческих поисков Бунина в области художественной формы.
О жанре «Жизни Арсеньева» К. Паустовский писал так: «Это не повесть, не роман, не рассказ. Это вещь нового, еще не названного жанра… Это -  слиток из всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей. Это – удивительный свод событий одной человеческой  жизни, скитаний, стран, городов, морей, но среди этого многообразия земли на первом месте стоит наша средняя Россия».
На наш взгляд, эти слова по праву можно отнести и к такому произведению, как «Окаянные дни», которое, по наблюдениям исследователей, соединяет в себе элементы философской повести, лирического дневника, заметок, репортажа. Есть все основания предполагать, что именно художественный дневник «Окаянные дни» явился началом эксперимента И.А. Бунина в сфере слияния разных жанров, «жанрового синтетизма», высшим достижением которого стал роман «Жизнь Арсеньева».
Большинство буниноведов не ограничиваются выявлением в романе какого-то одного жанра и стремятся определять его комплексно, синтетично: художественная биография, лирико-философский роман, философская поэма, мемуары, повесть о любви, лирический дневник. Такое многообразие, видимо, связано с теми проблемами, которые легли в основу произведения: философские раздумья о судьбе России, о смысле жизни, о назначении человека, о любви и смерти, об особенностях человеческой памяти, восприятия, воображения, о роли разновеликих и разнонаправленных внешних и внутренних сил в формировании личности.
Перефразируя К. Паустовского, можно утверждать, что «Жизнь Арсеньева» - это уникальный жанровый «слиток», который позволяет говорить о романе Бунина как о синтетическом. Думается, что в «Жизни Арсеньева» писатель в полной мере сумел реализовать безграничные художественные возможности романной формы,  действительно открыв еще «не названный жанр».